Афон и Россия: Геополитика визита Президента и Патриарха
Особый статус
Гора Афон обладает особым статусом в рамках православного мира. При Византийском императоре Алексее Комнине афонская монашеская республика получила автономию от Константинопольского Патриархата. Самоуправлением Афон пользовался и при османах. В современной Греции Афон как «Автономное монашеское государство Святой Горы» также пользуется особым статусом. Афон с геополитической точки зрения - это уникальное государственно-подобное образование, не вписывающееся в территориально-государственный порядок эпохи Модерна. Для общества Традиции особый самоуправляемый статус святых мест, отмеченных особым присутствием сакрального, скорее нормативное явление. Модерн унифицирует государственное устройство и, секуляризируя общество, лишает все, что связано с религиозным измерением особого положения в обществе и государстве. Даже в ультрарелигиозной Саудовской Аравии Мекка, священный город мусульман, лишена того автономного статуса под управлением клана Хашимитов, которым пользовалась более 700 лет. Афон же до сих пор - государство в государстве.
В период между Первой Балканской войной 1912-1913 и подписанием Лозаннского мирного договора 1921 г., который признал суверенитет Греции над Афонским полуостровом, даже активно обсуждался вопрос о превращении Афона в территорию под управлением всех православных держав. Главным двигателем этой идеи была Россия. То, особое внимание, которое Российская Империя уделяла Афону до 1917 года не случайно, равно как и возросший интерес российской власти к Святой Горе после того, как президентом России стал Владимир Путин.
Империя духа
Юридическая особость Афона - явление в современном мире уникальное, отражающее явление не мирского, но духовного характера. Афон важен как сосредоточие православной духовности и область, находящаяся под прямым управлением Богородицы. Это место связи земного и небесного. С точки зрения мирской географии – это всего лишь гористый полуостров в северной Греции, но для православных верующих всего мира – это место имеет вселенское, универсальное значение. Афон и сам – это именно вселенская православная монашеская республика. На его территории можно встретить представителей всех православных народов: русских, греков, румын, сербов, болгар, арабов, албанцев, македонцев, а также принявших православие представителей иных народов и культур.
Полуостров находится под омофором вселенского, Константинопольского Патриархата, но автономен от него и более того осуждает все экуменические нововведения последнего. Афон - это и республика монахов, как ее часто называют, и вселенская православная духовная империя в миниатюре. В этом сопоставлении нет ничего парадоксального, Ромейская, она же Римская империя наследовала Римской республике и, по крайней мере, формально сохраняла некоторые атрибуты прежнего республиканского Рима. Попадая на Афон и становясь монахом, трудником или послушником человек не теряет своей прежней этнической и национальной идентичности, но приобретает новую, византийскую, вселенскую и имперскую. Афон - это православная империя духа, что еще более контрастирует на фоне небольших размеров полуострова, символ и воплощение вселенского православного духовного единства.
Это объясняет то, какое внимание Афону уделяли государи стран, претендовавших на преемственность Византии, павшему под ударами турок в 1453 году Константинополю. Богатые дары слали и молдавские, и валашские князья, и московские государи. Но лишь последние, в конце концов, выиграли спор за византийское наследство. Владимир Путин первым из русских правителей посетил Афон в 2005 году, восстанавливая тем самым прерванную связь не только с имперским прошлым России, но и с византийским наследием. Россия в лице русских Президента и Патриарха, их совместным визитом на Афон демонстрирует свою катехоническую природу, как силы ориентированной на сохранение христианской веры и христианских ценностей в безбожном мире перед лицом надвигающейся апостасии.
Афон удерживающий
Россия с момента своей христианизации всегда была духовно тесно связана с Афоном. Основатель русского монашества и первого на Руси монастыря Киево-Печерской Лавры, Антоний Печерский долгое время подвизался на Святой Горе. Оттуда афонская традиция старчества и умного делания распространилась по Руси. В дальнейшем связь Руси с Афоном, как отмечает И. Концевич в своем знаменитом труде «Стяжание Святаго духа в путях Древней Руси» была источником плодотворного духовного делания в самих русских монастырях. Времена, когда эта связь ослабевала (XVII-XVIII), характеризуются религиозными нестроениями и в самой Руси (однако не без греческого влияния и участия некоторых афонитов).
В то время, когда на самой Руси появлялась опасность выхолащивания внутренней духовной сути православия, подмены умного делания чисто внешней обрядовой стороной, обмирщения Церкви и Империи, такие связанные с Афоном подвижники как Нил Сорский, а позднее Паисий Величковский восстанавливали тонкий баланс между внутренним и внешним, имперской мощью государства, и богатством церкви и живым опытом православия, воплощением которого стал институт старчества. От Святого Паисия нити духовной преемственности тянутся уже к Старцам Оптинским и Святому Серафиму Саровскому. Таким образом, если признать, что Россия была (и остается) Катехоном, силой удерживающей мир от прихода Антихриста, то Афон выполнял катехоническую функцию по отношению к самой России.
Афон и Русский Логос
Со второй половины XIX века начинается расцвет русского монашества на Афоне, пик которого приходится на царствование последнего Русского Царя. Показательно, что имяславческие споры находились в то время в центре общественного и даже государственного внимания. Решение сложнейшего богословского вопроса с помощью «дипломатии канонерок», возможно, было не лучшим методом, однако демонстрировало всю остроту проблемы для тогдашней России. Эта Россия жила религиозной философией. И ей жил Русский Афон. Этот Русский Афон помимо всего прочего дал нам удивительного святого Силуана Афонского и многих других подвижников, таких как архимандрит Софроний Сахаров или старец Тихон (Голенков), наставник преподобного Паисия Святогорца. Духовное делание на русском Афоне продолжалось и в годы большевистских гонений в самой России. Таким образом, Афон для современной России это и связующее звено с ее собственной историей, духовностью и культурой. В отличие от нас русский Афон не постсоветский, а именно русский.
Геополитический смысл визита русского президента и Патриарха Русской Церкви на Афон именно в восстановлении этой утраченной связи. Не в усилении присутствия России на Афоне, но в наполнении русской внешней государственной и церковной политики эксплицитными имперскими православными византийскими смыслами, в принятии афонского имперскости и афонской ревности в вере в противовес западному либерализму и теплохладному экуменизму. Совместный симфонический византийский визит главы государства и Патриарха символически демонстрирует движение именно в этом направлении.