Об отношении папы Льва XIV к Русской Православной Церкви
8 мая 2025 г. на конклаве в Ватикане был выбран 267-й Папа Римский – Лев XIV. Новым Папой стал кардинал Роберт Превост, уроженец Соединённых Штатов Америки. Это событие произошло на фоне непростых отношений как между Россией и США, так и между Римско-Католической и Русской православной церквями (РПЦ). В этой связи отношение нового Папы к РПЦ вызывает особый интерес.
Роберт Превост родился 14 сентября 1955 года в Чикаго (штат Иллинойс, США). До своего избрания на папский престол он долгое время служил епископом Чиклайо в Перу. Впоследствии Папа Франциск назначил его в Дикастерию по делам епископов в Ватикане, где он координировал процесс назначения новых епископов по всему миру. Ранее он также входил в состав Дикастерии по делам Восточных Церквей [1].
Выбор имени «Лев» имеет глубокие исторические коннотации, особенно в контексте экуменического диалога, и этот выбор может отражать приоритеты Папы Льва XIV во взаимодействии с Православной Церковью. Имя Лев является пятым по популярности среди папских имен [2]. Ключевыми ориентирами являются Папа Лев XIII и Папа Лев I Великий.
Папа Лев XIII (1878–1903) активно поддерживал идею христианского единства, видя в ней путь к укреплению веры и противостоянию секуляризму. В своих энцикликах, таких как Satis Cognitum (1896), он подчеркивал важность единства Церкви под главенством Папы как преемника апостола Петра, считая это основой истинного христианства. Однако следует отметить, что он призывал к возвращению отделенных христианских общин, особенно православных и протестантов, к единству с Католической церковью, но делал это с акцентом на их подчинение Риму, что вызывало споры. Учитывая собственный интерес Папы Льва XIII к христианскому единству, этот выбор имени может также подразумевать желание развивать его экуменическое наследие и укреплять связи с православным миром.
Упоминание Папы Льва I Великого [3], фигуры, известной защитой православного учения, может сигнализировать о приверженности Папы Льва XIV богословской ясности и верности учениям Церкви, что может быть актуально в контексте экуменического диалога, где богословские разногласия необходимо решать как с любовью, так и с истиной. Хотя экуменический диалог направлен на большее понимание и примирение, он также требует твердой основы в соответствующих богословских традициях. Выбор имени Папой Львом XIV может предполагать сбалансированный подход, который стремится к единству, не компрометируя основные богословские убеждения, – позиция, которая может быть положительно воспринята некоторыми в Православной церкви, подчеркивающими важность богословского единства.
Таким образом, можно с надеждой смотреть в будущее, представляя, что Папа Лев XIV, вдохновляясь богатым наследием своих предшественников, включая Папу Льва I Великого (защитника веры и Церкви) и Папу Льва XIII (сторонника христианского единства), будет продолжать и углублять диалог с Русской православной церковью.
Список литературы:
- Биография Роберта Фрэнсиса Превоста – Папы Льва XIV [Электронный ресурс] // Vatican News. – Режим доступа: https://www.vaticannews.va/ru/pope/news/2025-05/biografiya-roberta-frensisa-prevosta-papy-leona-xiv.html.
- Writer, G. What’s in a name? Why Pope Leo XIV’s choice matters for the Catholic church [Electronic resource] // Citizen Digital. – Mode of access: https://www.citizen.digital/opinion-blogs/whats-in-a-name-why-pope-leo-xivs-choice-matters-for-the-catholic-church-n362675.
- Carter, J. 9 Things You Should Know About Pope Leo XIV [Electronic resource] // The Gospel Coalition. – Mode of access: https://www.thegospelcoalition.org/article/should-know-pope-leo-xiv/.