«ОРИЕНТАЦИЯ СЕВЕР»: рождение Субъекта или воля к фантастическому бытию
Голос, пришедший ниоткуда…
В марте 2019 года в издательстве «Традиция» вышло в свет новое издание «Ориентации Север» Гейдара Джемаля. Эта книга, задуманная в 70-е и написанная в 80-е годы прошлого столетия, является беспрецедентным метафизическим прозрением в суть апофатического метода, лежащего в основании мировых религий. Градус трансцендентного прозрения автора «Ориентации Север» столь высок, что все апофатические традиции кажутся в сравнении с ним стоящими скорее по эту, нежели чем по ту сторону реальности. Гениальный мыслитель абсолютного Пробуждения, Гейдар Джемаль учреждает парадоксального свидетеля запредельно Иного: им оказывается человек как радикальный субъект - пробужденный в своей предельной глубине, открывший измерение радикального «нет», восставший от гипноза объектности …
Новое издание ставит задачу восстановить гениальную книгу Гейдара Джемаля в ранге фундаментального текста в ситуации эсхатологического пред-апокалиптического времени, претерпеваемого нами сегодня - времени особенной плотности и особого напряжения между прошлым и будущим, началом и концом. Времени недостатка и обретения новых смыслов, которое иногда называют еще «мессианическим» или «апокалиптическим»,«коротким», «оставшимся» временем, «временем конца».
Мне кажется, что при размышлении о книге «Ориентация Север», переиздание которой мы отмечаем, следует соблюдать определенную аскезу, особый гносеологический и метафизический пиетет, связанный с ограничениями или даже запретом на использование в оценке и понимании этого текста любых исторических контекстов и аналогий - богословских, метафизических, историко-философских, бытовых и т.д.
Из достоверных источников известно, что Гейдар Джемаль считал, что «Ориентация Север» родилась в его голове вовсе не в диалоге с культурными феноменами нашего или прошлых времен и не из оппозиции к ним. Он воспринял этот текст как Голос, пришедший ниоткуда и ни к кому не обращенный, как Событие вне всяких референций и контекстов, как Слово в Ночи. Он полагал, что эта книга - автореферентное произведение, каждое слово в котором следует постигать из его целостности, холоса, из комплекса его собственных слов и фраз. Я думаю, нам следует принять на веру свидетельство гениального мыслителя о том, что послание книги явилось как молниеносное откровение, инсайт, озарение, предвозвестие -- как меч Махди, световой Луч, разрезаюший мир надвое - интактный, внеконтекстуальный и внекультурный.
Чтобы таким образом, внеконтекстуально и внеисторически, рассматривать событие текста, необходимо произвести гигантскую работу внутреннего сосредоточения, просветления и понимания, рассматривая каждую фразу как интуицию, к которой следует прикоснуться так, чтобы это задело наше собственное, как правило, спящее, мерцающее сознание. Это предполагает трансформацию наличного в нас субъекта, его очищение, метаморфозу и Пробуждение, к которому подвигал нас Гейдар Джемаль.
Итак, первая задача состоит в том, чтобы не релятивизировать послание Г. Джемаля контекстами религиозного и философского наследия, сравнениями и аналогиями, оценками и классификациями, как если бы мы владели последней божественной перспективой для кодификации любых знаний и текстов. Ведь наши оценки из того состояния сознания, которое производит и воспитывает современный мир, являются бесконечно однобокими и мизерными. Наше аутентичное восприятие текста такого уровня возможно только из воскресшей субъектности, из открытого Нереальному Абсолюту глубины нашего сердца, из тайного алтаря души. Истинное прочтение текста возможно лишь глазами преображенного существа - Радикального Субъекта.
Озарение Субъектом
Главная линия послания Гейдара Джемаля, которую следовало бы выделить - это идея просыпающейся Субъектности, актуализации точки нетождества внутри реальности, которая есть точка человеческой свободы. Это глубокое озаренческое видение человеческой глубины как пункта абсолютного нетождества сознания и Реальности, как привилегированной точки особенного взгляда, вброшенной в субстанциальную массу Реальности, которая – и в своей полноте, и в своей нищете, и на полюсе своего центра и изобилия, и на полюсе периферии и дна - принципиально бессубъектна, мертва, механична, пребывает в бесплодном диалоге с собой, воплощающемся во вселенском сне, тотальном гипнозе. Когда в глубине этого профанического сна вспыхивает, начинает жить полюс нетождества, несогласия, тогда и происходит пробой в Иное, переход из абсолютной реальности смерти в стихию «фантастического бытия».
«Это точка в нас, которой НЕТ, но которая центральнее, важнее и весомее, чем все, что есть», - говорит Джемаль. – «Она и есть субъект». Это РОЖДЕНИЕ СУБЪЕКТА. «В нас есть частица Божьего Духа, та частица, которая вложена творцом в Адама, чтобы он эту частицу нетождественности унес с собой в бушующее море бытия и там бы бросил бытию вызов, исходя из противостояния сознания как частицы Духа Божьего и антисознания».
Дуализм, несоизмеримость полюсов Бытия и Сознания обрисовывает границы площадки центральной теологической драмы «Ориентации Север»:«Мы брошены не просто в бытие, но в отражение бытия; при этом миров множество, все миры - это зеркала, в каждом из которых отражается не только целое, но отблески изображений из других зеркал», так что каждое зеркальное отражение затуманено отражениями отражений, искажено «распасовками» отражений друг другу. В этих рефлексиях субъект может потеряться и теряется, вступая в бесплодный диалог абсолютной реальности с самой собой. Чтобы обнажить субъектный полюс мира, надо произвести усилие, явить волю к преодолению Этого, прозреть в суть человеческого задания.
Гейдар Джемаль прозревал и промысливал пред-апокалиптический всплеск Субъекта. Он был уверен, что пространственно-временной континуум мира, прикрытый от влияний Духа чем-то вроде бронированного стекла музейной витрины, имеет микроскопическую критичную точку, в которую, если попасть даже мелкой монетой, можно разбить стекло вдребезги. Это узел напряжения. В нашем пространственно-временной континууме мы, потомки Адама, совершим рождение субъектности тогда, когда хотя бы одно зеркало будет разбито, вся цепь зеркал окажется разомкнутой и отражения в них погаснут. Это будет означать победу над центральным существом Этого -- Иблисом, сатаной. И именно на нас возложена ключевая миссия по размыканию цепи зеркал.
Закрытые стратегии Этого и открытый дискурс Иного
Когда мы вчитываемся в сложный дискурс «Ориентации Север», в нашей культурной голове вспыхивают моменты узнавания, мелькают аналогии, почерпнутые из философских и богословских контекстов: так и тянет распознать в дискурсе Джемаля хайдеггерианское рассуждение о «подлинном» и «неподлинном», экзистенциалах, дазайне, прорыве сквозь сущее, фундаменталь-онтологии, усмотреть в тексте гностические мотивы ложного демиурга и закрытия им космоса от истинных духовных веяний Плеромы или обратиться к идеям открытой платонической хенологии. Нам хочется определить неведомое, темное, через то, что нам кажется освоенным, известным, знакомым.
Но сделаем паузу и придем к осознанию, что мы пытаемся применить принцип аналогии там, где эта стратегия (тождества, аналогии), как считал сам Гейдар Джемаль, является сомнительной стратегией бесконечного Этого в отношении невозможного, невыразимого Иного.
Субъект не описывается в терминах тождества и аналогий, говорит нам автор «Ориентации». Столь же фантастической апофатикой является мысль Г.Джемаля об Ином. Абсолютная реальность не является нашей опорой, нашей истинной, но зыбкой опорой становится неслышимый Зов Духа. Наше призвание - родить в себе Субъекта как точку невозможности и несогласия, вопреки мирскому опыту. Она связана с разбиванием зеркал и погашением привычных изображений внедрившейся в сознание и плоть знакомой картины мира. Г. Джемаль приглашает нас к неудобному, тревожному, неясному, к тому, чтобы встретить катаклизмы и катастрофы наших гносеологических и метафизических статусов, изменить способ проживания мира и градус самой мысли - «повидаться с иной судьбой». Нам бросается вызов Духа. Нам возвещается о перспективе трансформации отчужденного сознания, связанного с глубинном сдвигом, «разрывом уровня», с Гиперболическим Вторжением Духа.
Гейдар Джемаль предрекает время преодоления гипноза мира, приглашает внимать призыву и отдает на нашу волю и усмотрение возможность отозваться на Призыв. Мы свободны выйти из защитного кокона условности, из имитации Золотого века, навязанной современным миром; мы вольны «ловить Ветер Проблемы, Ветер Иного, не поднимающий волн». И в каком-то смысле мы предуготовлены породить или реставрировать в человеке Субъектность, ведающую истинное Солнце Духа. Не «исцеление поврежденного бытия», а «разрыв с однородностью реальности»; не тривиальный поток сознания, помешанного на добре, зле, истории, бессознательном и подобной мишуре, не убогая привычка к безопасному структурированию реальности, а решительный отказ от шаблонов научного и философского инструментария; не наше близкое банальное Я – все, в чем мы так уютно устроились, а далекая, глубинная, внутренняя искра в нас, устремленное к Единому и за его пределы, в Открытое.
Фотография с презентации нового издания книги Г.Джемаля "Ориентация Север"
Воля к Мысли
Г.Джемаль призывает к рождению Подлинной Субъектности, к истинному Мышлению. Подлинная Мысль не есть отражение маятника инерции, она живет, дышит, поднимает мятеж. Мысль - это парадокс, апория, драма, безвыходность. Вырождаясь, она превращается в бытие, каменеет, переворачивая изначальную апорию, трансформируя парадокс в банальность.
Становясь бытием, мысль оказывается несправедливой. Подлинная несправедливость для человека заключается не в недоплате за труд, а в отсутствии смысла. Мысль как апория трагична и, будучи нетождеством, нагнетает бурю, становится волей к смыслу, к взысканию смысла, к генерации прорыва к смыслу. Мысль обузданная, застывшая манифестируется как демонстративное отсутствие смысла. Современное общество принуждают нас рождаться в отсутствие смысла и становиться слепыми, управляемыми объектами. Нас заставляют признать, что отсутствие смысла и есть весь тот смысл, который только возможен. Нас стараются убедить, что субъектность - зло, а объектность – вибрирующая, мерцающая объектность - есть путь к усмирению субъектного произвола, путь к Абсолюту, к гармонии, добру и красоте.
Но не вброшены ли мы в мир с субъектной искрой внутри как невозможный отблеск небытийной Мысли? И не расцвет ли нашей субъектности вершит создание в земных пределах анклава «фантастического бытия», в котором точка свидетельствования в сердце синхронизирована с истинным, не пародийным замыслом о мире? А ум наш на мгновенье пересекается с πρόνοιαι θεῶν, провидением Нереального Абсолюта, чтобы стать соучастником его невозможного замысла? Во вспышке пробудившегося свидетеля, в соединении нескольких и многих свидетелей, в напряжении их воли и веры к вторжению непостижимой Божественной мысли в «здесь и теперь», где смысла нет, и заключен нерв доктрины Пробуждения. Интервенция Духа на дно реальности, приход Мысли в то, что Мысль отрицает, то есть в наличное бытие, обращение Духа к точке нетождества внутри нас, открывает путь воина в его провиденциальной миссии.
«Мы призваны, - говорит Гейдар Джемаль – вынуть из мертвого камня Меч Мысли – как это сделал король Артур», освободить субъектную чистоту прозрения от сковывающего массива оцепеневшей объектности. Это миссия, ради которой мы сюда посланы. И «пылинка на ветру» - община пробужденных, орден мыслящих - в своем чаянии фантастического бытия, в парадоксальном соприкосновении со Светом Нереального Абсолюта столкнется с подлинным Божественным Духом. Это и будет расцветом пробужденного Субъекта.
Платформы объектных онтологий: растворение субъекта
Современный мир массированно взращивает платформы т.н. «объектных онтологий», перемещающих акцент в субъект-объектных отношениях в сторону доминации объекта, его первичности, автономной состоятельности, укорененности в материальном. Карикатурная мудрость современной Кибелы нашептывает о невероятной витальности нечеловеческих актантов, фасцинативности предметных пульсирующих агентов, о живущих энергичной жизнью ассамбляжах телесности – от стволовых клеток или конгломератов искусственного интеллекта вплоть до «живого мусора», «токсических потоков со свалок». Все это автономное шевеление материи, якобы, предопределяет динамику человеческого сознания, его границы, целеполагания, да и вообще обеспечивает вполне сносную альтернативу человеческому уму. Современные люди готовы утопить свою божественную Субъектность в подвижности неорганической или органической материи, в цепи динамических случайностей, в горизонтальных отношениях между людьми и другими материальностями, с не менее вздорными и хищными свойствами, чем у людей.
Наша безвкусная эпоха рекомендует не изымать Меч Мысли из камня, а утопить его еще глубже в материи, чтобы человек предстал «как смесь минералов или костей», обладающий богатым набором способностей, «приправленных разумной душой». Для обретения «человеческого процветания и счастья» нам предлагают всего лишь «повысить статус материальности, из которой мы состоим».
Лучезарный жест Радикального Субъекта
Но довольно современных примеров около философской пошлости, мы же обязали себя ранее не пересекаться со слабоумными грезами!
Величественный текст Гейдара Джемаля призывает нас свершить волевой жест учреждения неотчужденной, подлинной Субъектности – лучезарный жест обретения новой связи со Смыслом. И мы предвкушаем обретение понимания Человеком этого священного задания, сформулированного в филигранной книге Пробуждения «Ориентации Север».