Открывая заново Восточную Европу
Признанный специалист по Румынии и по теории геополитики А.Л. Бовдунов издал свою новую книгу «Великая Восточная Европа: Геополитика. Геософия. Третий традиционализм» [1]. Судя по упоминанию в ней различных событий до начала 2021 года, книга была закончена приблизительно год назад: тем интереснее сейчас, в условиях резкой трансформации всей политической системы Европы, посмотреть на эти прогнозы.
Книга состоит из трех частей: собственно новой монографии о политике и философии стран Восточной Европы (250 страниц), расширенной и дополненной кандидатской диссертации автора о противоборстве румынской и молдавской идентичностей (100 страниц) и очерков о румынских философах XX века (100 страниц).
Основная часть книги адресована массовому читателю и является своеобразным вводным курсом в имена и концепции, определяющие современную социально-политическую ситуацию в странах от Польши на севере до Македонии и Албании на юге.
Совершенно правильным методологическим решением автора представляется начало рассмотрения вопроса с обсуждения самого концепта «Восточной Европы», впервые сконструированного англо-французскими просветителями XVIII века и окончательно утвердившегося лишь после Венского конгресса (до этого Европу обычно делили на Север и Юг), и сменившего его сейчас образа «Центральной Европы», носящего откровенно антироссийский характер.
Вторая глава монографии А.Л. Бовдунова посвящена обзору действий конкретных институтов и групп, проводящих в Восточной Европе атлантистскую политику: США, Великобритании, НАТО, ЕС, фонда Сороса. Особенно интересен раздел на популярную сейчас тему о роли династий Габсбургов и Лихтенштейнов в продвижении антироссийских проектов европейской интеграции в наши дни [1, с. 66–71].
В последующих главах рассмотрены сначала русофобские, атлантистские теории восточноевропейской геополитики в духе польской концепции Междуморья и великорумынского экспансионизма, причем старательно перечислены их различные изводы и варианты, подчас конкурирующие друг с другом. Для современных российских экспертов, безусловно, крайне важно знать противника в лицо, по именам и в деталях. Примечательно, что автор не преуменьшает масштаб опасности для России, исходящей от названных региональных угроз. Польский и румынский субимпериализмы – противник многовековой и серьезный. Какими трагедиями подобные угрозы могут закончиться, совсем недавно напомнила книга Владимира Солонаря [2].
От анализа врагов России Александр Бовдунов переходит к возможным союзникам и партнерам. Шаг за шагом он рассматривает различные правые и левые популистские партии и движения в странах Восточной Европы, дает им электоральные оценки. Приходится сожалеть о том, что этот анализ в пятой главе зачастую дан слишком сжато, конспективно (в частности, упущена из виду историческая роль Владимира Мечиара в Словакии). За истекший год политическая ситуация в ряде стран существенно изменилась (Македония), кое-где к власти пришли новые правительства (Чехия, Болгария, Словения, Черногория, Косово), поэтому данный раздел прямо сейчас дополняется самой жизнью.
Наиболее теоретически насыщенными являются шестая и восьмая главы. Здесь перед читателем проходит калейдоскоп примечательных (иногда подлинно выдающихся) восточноевропейских философов, теоретиков, геополитиков, социологов. Непредвзятость и смелость автора приводят его к честному обсуждению таких больных вопросов, как, например, влияние дуалистической картины мира богомилов на современную философию балканских стран. Доселе в России еще не было столь добротного обзора современной (конец XX – начало XXI в.) восточноевропейской мысли, не считая двух фундаментальных томов «Ноомахии» Александра Дугина о славянских и неславянских народах данного региона соответственно [3; 4]. Из более ранних трудов в подобном ключе выполнены только книги Татьяны Цивьян [5; 6].
В России, к сожалению, многие пребывают в почти полном неведении о восточноевропейской мысли. Поэтому краткий, но предельно точный по существу обзор различных попыток представителей народов данного региона осмыслить свою самобытность, свое место в мире, бросить вызов нормативному западному либерализму и атлантизму жизненно важен и для творческого развития русской мысли, которая должна постоянно обращаться к судьбам своих соседей, зачастую родных нам по языку, религии или народному быту и вдвойне близких по общему историческому опыту. Все эти альтернативные концепции созданы под знаком локализма и традиционализма и в конечном счете ведут в сторону евразийской континентальной геополитики и геософии, утверждающих единство нашего «Среднего мира» вопреки разделительным линиям, которые чертят в лимитрофных регионах атлантистские архитекторы Запада.
Большим достоинством труда Александра Бовдунова представляется то, что он не ограничивается критикой и анализом, а предлагает жизнеспособные альтернативы развития каждой страны Восточной Европы, на которые могла бы опереться Россия в достижении своих грандиозных задач. Но для этого необходимо лучше знать и слушать друг друга, вести диалог со всеми соседями, кто действительно стремится к самобытности и отвергает атлантистские нормы Запада. Как справедливо подчеркивает автор, «с российской стороны эта тема требует крайней деликатности, понимания контекста, эмпатии и уважения к собеседнику, а также отказа от советских и постсоветских идеологических клише» [1, с. 214]. Только на такой основе можно успешно прикладывать усилия к поддержке польской «геополитики Пястов», литовского традиционализма, венгерского туранизма, боснийского суфизма, чехословацкого и югославянского панславизма «восточной ориентации», к конструированию таких вариантов великорумынского, великоалбанского и панэллинского проектов, которые придали бы им антизападный и пророссийский характер.
Частным случаем решения такого вопроса является вторая часть рассматриваемой книги, посвященная обсуждению трудных вопросов бессарабской / молдавской / румынской идентичности, и третья часть, посвященная сокровищам румынской философии. Автор последовательно придерживается ориентации на архаические традиции восточнороманского этнического массива, на «народный молдовенизм» в Бессарабии, в то же время показывая неисчерпаемые глубины и перспективы румынского традиционализма (Н. Ионеску, К. Кодряну, М. Элиаде, В. Ловинеску, Л. Блага, В. Бэнчилэ, организация «Неопалимая купина» и другие) как альтернативного вектора развития для самой Румынии, способного положить конец доминированию атлантистского либерализма в этой стране и вновь погрузить ее во вневременное «миоритическое пространство». Румынско-молдавский случай опоры на народные традиции в борьбе с буржуазно-националистическим Модерном – наиболее проработанный и показательный (этому способствует тот факт, что румынская философия в XX веке вышла на мировой уровень), но по его образцу, уверен автор, следует строить рецепты спасения и других стран Восточной Европы от глобализации и американизации.
«Современный атлантистский вектор восточноевропейских стран не безальтернативен, – подчеркивает Александр Бовдунов. – Для корректной выработки российского проекта для Восточной Европы необходимо как опереться на уже существующие проекты и общественные тенденции, имеющие место в восточноевропейских странах, так и рассмотреть принципиальные провалы и недоработки атлантистских проектов для Восточной Европы» [1, с. 236]. Автор убедительно доказывает, что потенциал для поддержки многополярности и популистских политиков в борьбе с западной гегемонией в странах Восточной Европы огромен. России просто нужно научиться поощрять его и использовать на взаимовыгодной основе.
Александр Бовдунов неоднократно подчеркивает, что союз России с народами Восточной Европы должен строиться на защите общих для всех нас ценностей, среди которых такие, как традиционная семья, патриархальное крестьянское миропонимание, жизнь вне западного понимания времени и истории, отказ от буржуазно-капиталистической трудовой этики и либерально-демократической геокультуры в политике.
Даже современные опросы, проведенные западными социологами, показывают, что от 62 до 81% жителей стран Восточной Европы мечтают о диктаторе или вожде, от 23 до 56% – о военном режиме [1, с. 39]. Уровень религиозности в этих странах часто зашкаливает за 80–90%. Нужно признать, что принудительное навязывание со стороны США и ЕС восточноевропейским государствам после 1989 года карикатурных форм парламентских республик привело к уродливой деформации, псевдоморфозу этих обществ, естественным состоянием для которых является патриархальный авторитаризм. На наших глазах постепенно уже происходит возврат Восточной Европы в это привычное для нее «первобытное состояние», как любили раньше выражаться в России.
В конечном счете, политическое измерение книги Александра Бовдунова является лишь следствием, производным от философского, антропологического ее измерения. Поэтому ключ как к Восточной Европе, так и к позиции самого автора следует искать в ее третьей, заключительной части, где перед читателем проходят ярко обрисованные портреты румынских философов в диапазоне от православного космического традиционализма Благи, Бэнчилэ, Элиаде и православных старцев «Неопалимой купины» до трансгрессивного футуризма Чорана и погружения в оккультизм новоевропейского Модерна у Кулиану. «Тотальная человечность мира Традиции» [1, с. 395], противопоставленная модерновому превращению человека в гибрид машины и животного – таково последнее слово автора и его глубочайшее убеждение.
Рецензируемая книга не свободна от некоторых фактических недочетов. Например, на с. 45 и 46 приводится неточный список стран-членов ЕС и НАТО на Балканах: в действительности Македония является членом НАТО, а Хорватия – и ЕС, и НАТО, в то время как Босния и Герцеговина остается одним из двух балканских государств (наряду с Сербией), которое не входит ни в одно из этих объединений. На с. 72 сказано о недооценке в России чешской угрозы, однако вряд ли можно говорить так после того, как в список недружественных стран, составленных российским МИД, в 2021 г. вошли всего лишь два государства: США и Чехия. На с. 160 выдающийся польский традиционалист Адам Велёмский (известный, между прочим, своим исследованием де Местра и других основоположников традиционализма) почему-то назван Веломским, а на с. 177 венгерская политолог Эстер Борош указана как Борос. На с. 421 утверждается, что в России работы И. Кулиану не издавались, в то время как в 2017 г. появился перевод его книги «Эрос и магия в эпоху Возрождения», на который сам же автор и ссылается тремя страницами ниже. Также о Кулиану в последние годы писали Александр Дугин (в «Ноомахии») и другие авторы. Образование албанского государства в 1912–1913 гг. ставится Александром Бовдуновым в связь с британскими интригами [1, с. 215–216], в то время как это был почти исключительно австро-венгерский (и в некоторой степени итальянский) проект [7]. На с. 222 убийцами югославского короля Александра и французского министра иностранных дел Л. Барту в 1934 г. названы македонцы из ВМРО, хотя фактически теракт был подготовлен хорватскими усташами, а Владо Черноземский из ВМРО был лишь непосредственным исполнителем. В книге, ориентированной на массового читателя и изданной загадочным тиражом в 642 экземпляра, следовало бы избегать таких неточностей во избежание их дальнейшей трансляции.
Следует сказать и о ряде спорных моментов, требующих дальнейшей дискуссии. В частности, вряд ли можно трактовать противостояние Фана Ноли и Ахмета Зогу как конфликт прозападной и просербской ориентации Албании, скорее, ситуация была даже обратной и во всяком случае менее тривиальной. Последовательно просербской геополитической ориентации в Албании придерживался Эссад-паша Топтани, в связи с чем любопытна нынешняя тенденция к тесной интеграции Албании, Сербии и отчасти Македонии, когда Эди Рама представляется его противникам как новый Топтани. Наконец, фундаментальной константой албанской политики XX века и наших дней является противостояние северного (геги) и южного (тоски) субэтносов, через призму которого следует рассматривать борьбу Ноли и Зогу, нацистов («Балли комбетар») и коммунистов (Энвер Ходжа), а ныне – Демократической и Социалистической партий. Эта дихотомия, осложненная борьбой более мелких провинциальных кланов, по сей день является мощным «мотором» геополитики Западных Балкан.
Ряд интересных вопросов остался за пределами рассматриваемой книги и напрашивается на продолжение. В данном издании, к примеру, лишь вскользь упомянута Словения (при обзоре ее философии пропущен даже Жижек). Совсем не рассматривается Греция (которая по абсолютно всем анализируемым параметрам, безусловно, стоит в одном ряду с Болгарией, Македонией, Албанией и другими соседями по региону, разделяя с ними общую балканскую геокультуру). Когда речь заходит об атлантистских, глобалистских проектах для Восточной Европы, то напрашивается отдельный разговор о Константинопольском патриархате (подконтрольном США) и разветвленной церковной сети его раскольнической деятельности во всем регионе.
Высказанные замечания нисколько не умаляют общей ценности первопроходческой монографии А.Л. Бовдунова, которая настоятельно требует дополнения и расширения в пространстве и времени. Его книга доказывает, что старый тезис Х. Маккиндера «Кто владеет Восточной Европой – тот владеет миром» остается в целом верным и сегодня, несмотря на рост значимости других регионов планеты. Общественность с интересом будет ждать новых трудов от автора.
Список использованной литературы:
1. Бовдунов А.Л. Великая Восточная Европа: Геополитика. Геософия. Третий традиционализм. М., 2022.
2. Солонарь В.А. Очищение нации. Насильственные перемещения населения и этнические чистки в Румынии в период диктатуры Иона Антонеску (1940–1944). СПб., 2020.
3. Дугин А.Г. Ноомахия: войны ума. Восточная Европа. Славянский Логос: балканская навь и сарматский стиль. М., 2018.
4. Дугин А.Г. Ноомахия: войны ума. Неславянские горизонты Восточной Европы: песнь упыря и голос глубин. М., 2018.
5. Цивьян Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира. М., 1990.
6. Цивьян Т.В. Движение и путь в балканской модели мира. М., 1999.
7. Толева Т. Австро-Венгрия и становление албанской нации. 1896–1908. М., 2015.