Индустриализация и экономическое развитие России
Аналитические данные, касающиеся экономического развития, как России, так и всего мира за последние несколько лет, не вселяют оптимизма и уверенности за устойчивое развитие и дальнейший рост мирового и отечественного хозяйства. Основанием для пессимизма могут послужить как краткосрочные сигналы-маркеры крупных статистических и аналитических агентств, так и фундаментальные недостатки современной экономической парадигмы.
Так, рассматривая тактические поражения современного экономического развития, следует указать, например, на относительно недавний прогноз финансиста Джорджа Сороса на счет возникновения и эскалации нового экономического кризиса. Подобные утверждения подкрепляются двумя негативными тенденциями: одна из них носит глобальный методологический характер, связанный, прежде всего, с отсутствием действительных работающих схем по выходу из подобного рода кризисов, а другая проблема связана с региональным фактором, с замедлением темпов движения Китайского “экономического локомотива”.
Ухудшение показателей китайской экономики имеет первостепенное значение, прежде всего в связи с тем, что Китай до последнего времени выполнял функцию основного тягача мировой экономики. Негативные тенденции выражаются в колоссальном оттоке капитала из экономики Поднебесной, чему послужило декларирование приверженности принципам открытой свободной электронной торговли, а также изменение ключевой ставки ФРС. Китайские политики все чаще упоминают о возможности введения налога Тобина на валютные операции, что с одной стороны должно остановить процесс оттока, но с другой идет в противоречие с декларируемой политикой открытости, а также способно отпугнуть потенциальных инвесторов. Помимо этого, наблюдается тенденция к снижению объемов экспорта и импорта, вырос объем невозвратных кредитов до 1,95 млрд. юаней, выросло число банкротств, безработица на 1,5%, что, учитывая размер населения Китая, довольно много.
Плохая статистика свидетельствует о нарастании влияния в китайской экономике структурных недочетов: сохраняются диспропорции в развитии китайских регионов, растет коэффициент Джинни по распределению доходов, заканчивается ресурс локомотива мирового развития – дешевая рабочая сила. А других постоянных точек развития мировой экономики при сохранении тех же условий не предвидится, т.к. рост 0,5-1% не является развитием, а скорее подвижным гомеостазом. Следует также обратить внимание на последствия глобальной геополитической игры на экономику Китая: продажа доли крупного портово-транспортного узла Поти в Грузии американцам не вселяет уверенности китайскому руководству насчет надежности маршрута, проложенного через грузинскую территорию в рамках проекта Новый Шекловый путь.
Помимо региональных проблем, существуют также структурные глобальные проблемы. Связаны они, прежде всего с методологической не совершенностью либерального экономического подхода в решении долгосрочных проблем, в осуществлении долгосрочного планирования, что, впоследствии, находит свое выражение в отказе от глобальных инфраструктурных проектов, от долгосрочного капитального инвестирования и останавливает попытки радикального технологического переустройства реального сектора. Основной стратегической ошибкой апологетов-рыночников является преувеличение экономического научного моделирования, не основанного, ввиду особенности экономики как науки, на долгосрочных эмпирических данных и отказ от учета региональной не экономической специфики участников мирохозяйственных процессов. Так, например, модель человека экономического (потребителя) привела к полному пренебрежению иными сторонами человеческой личности и выразилась в попытках их косвенно подавить, например, в форме назойливой рекламы, издержки которой несет общество, что естественно встретило сопротивление на том или ином уровне континентальных обществ, которые отрицают подобные антропологические упрощения. Приверженность экономического блока, как России, так и Запада методологии рыночного экономического регулирования привела к невозможности взять под контроль темпы роста внутренних и внешних долгов стран так называемого первого мира. Попытки вывести экономику из затяжной стагнации и решить проблему несбалансированных бюджетов посредством методов монетарного регулирования дало толчок к росту финансового сектора экономики за счет реального, так, например, рентабельность депозитных операций превышает рентабельность машино- станкостроения в 2-2,5 раза.
Зато объемы финансовых деривативов растут, что иногда приводит к довольно парадоксальному явлению в виде повышения капитализации предприятий совокупно со схлопыванием их производственных оборотов и капитальных инвестиций. Попытки крупных финансовых институтов Европы решить эту проблему, уменьшая ключевые ставки и ставку рефинансирования, чтобы оживить экономику еврозоны, приводит лишь к наращиванию спекулятивной игры мировых спекулянтов, а также промышленных предприятий, которых прельщает высокая прибыль рискованных финансовых операций, и снижению депозитных ставок (вплоть до отрицательных показателей, например, в некоторых банках Швеции), что с другой стороны снижает объемы кредитных ресурсов банков, так необходимых, по мнению европейских аналитиков, для оживления экономики. Получается заколдованный круг….
В России дела обстоят не лучше, совсем неоднозначно. С одной стороны, в этом году появилась возможность выйти на показатель инфляции 7-8 %, что ниже прогнозируемого, но с другой объем ВВП по данным Росстата просел на 3,7 %, доходы населения в долларовом эквиваленте сокращаются даже сильнее, чем в 2009 году. Безработица с учетом скрытой безработицы выходит на уровень 10-11%. Большая часть отраслей народного хозяйства, кроме ВПК и большей части с\х испытывают спад. Выросло число невозвратных кредитов: почти каждый шестой субъект малого бизнеса имеет или имел за предыдущий год такой кредит.
Подобного рода плавное снижение, мягкая стагнация могла бы существовать довольно долго и длить свое спокойное существование многими веками, если бы в данном вопросе не было политической составляющей, а именно: геополитическая доктрина мирового доминирования США, суть которой заключается в подавлении любых попыток региональных держав оспорить глобальное доминирование США, а также в направленной политики создания глобального хаоса с целью затенить внутренние проблемы США (капитал любит тишину – тишина в США) приводит к опасности уже не экономического, а политического рода.
Для того чтобы обеспечить геополитическую и , как следствие, политическую безопасность России необходимо выстраивать эффективную самостоятельную экономическую политику, а для проведения независимой линии нужен базис в виде устойчивого реального сектора экономики, что в последствии даст набор не столько финансовых возможностей, сколько возможностей решить актуальные проблемы государственного строительства (например, диспропорцию развития регионов, слабую инфраструктурную составляющую, торможение внедрения технологии, торможение развития фундаментальной науки, оторванность от праксеологии, от науки итп), а также увеличить возможности геополитического доминирования с целью обезопасить себя от необдуманной политики США посредством увеличения технико-технологического влияния на соседние страны, что может выражаться в использовании передовых информационных технологий, усилении экономической интеграции за счет промышленного превосходства, геополитике прорывных военных технологий, таких как гиперзвуковое оружие и других средствах и приемах обеспечения своих интересов.
Однако постановка таких амбициозных задач должна сопровождаться соответствующим инструментарием. Из вышеперечисленных утверждений, касающихся негативных последствий (перечислено далеко не все) пользования старых рыночных средств, следует, что нужна новая модель развития. Позитивным моментом данного суждения является факт наличия в Российской истории своей собственной модели развития. Данную модель можно охарактеризовать как промышленная индустриализация. Индустриализация прошлого века в целом решила проблемы, стоящие перед страной в те годы, за рекордно короткие сроки, что обернулось победой в Великой Отечественной Войне, созданием независимой самодостаточной экономики, а также вышло в космический и атомный научный прорыв.
Проект индустриализации 21 века не может полностью опираться на опыт предыдущей индустриализации, ввиду наличия совершенно других условий и постановки несколько иных экономических целей. Так, в 21 веке Россия уже не располагает огромным количеством (речь идет о десятках миллионов) неприхотливых, непритязательных и ,главное, жертвенных людей, которые могли бы обеспечить интенсивное проведение подобного мероприятия. Помимо этого, задача построения сложного наукоёмкого производства не может быть решена только лишь за счет наличия трудовых ресурсов и народного подъема – здесь необходима квалификация и специальные знания. Причин, которые побуждаю подходить с осторожностью к вопросу новой индустриализации масса, однако незыблемыми, скорее всего, останутся принципы долгосрочного планирования, кооперации (а не конкуренции), административного способа воздействия на хозяйственные отношения, а также создание соответствующего социально-культурного, научного и идеологического обеспечения эффективного построения сильного независимого экономического базиса.
Итак, план новой индустриализации может приблизительно выглядеть следующим образом:
1. Разработка генерального плана проведения индустриализации с делегированием широких полномочий ответственному органу (включает сводный реестр наличных промышленных предприятий, примерное состояние хозяйственных отраслей экономики, особенности структуры импорта\экспорта, наличие собственности за рубежом, наличие перспективных разработок, перечень всех частных собственников по заданным критериям, перечень капиталов за рубежом, риски социально-политического характера итд)
2. Проведение операции по национализации необходимого движимого и недвижимого имущества согласно плану и юридическое обоснование данного шага (юридическое обоснование может быть любым, даже самым казуистическим, главное оттянуть время)
3. Юридическое обоснование инициирования процесса выхода России из международных экономических структур (структурное подразделение органа, ответственного за разработку плана, должно проанализировать возможные политические и экономические плюсы и минусы такого решения) Пункты 4 и 5 должны проходить параллельно:
4. Переориентация внешней торговли на государственную монополию в этом вопросе с изменением структуры импортируемых товаров от ТНП и роскоши к капитальным и высокотехнологичным товарам, необходимым согласно генеральному плану для обеспечения индустриализации (первое время номенклатура таких товаров может быть весьма широка, но, по мере достижения плановых целей, она будет снижаться). В данном случае принцип рыночной открытости Запада может сыграть на руку: даже в случае введения санкций, можно будет торговать с конкретными ТНК или отдельными странами, а также использовать черный рынок (что делал, например, Иран)
5. Разработка и внедрение директивного планирования в конкретных отраслях, на конкретных вертикально-интегрированных производствах с учетом антизатратного метода (или хотя бы принципа негативной калькуляции, когда прибыль не имеет значения совсем или же “пляшет” от плановой цены конечной продукции)
6. Органу, ответственному за планирование следует продумать порядок восстановления отраслей 4 и 5 технологических укладов, а также внедрение 6 технологического уклада. Это видится важным, т.к. внедрение предшествующих укладов обуславливает и создает потребность в последующих. Отсутствие или пробел в каком-либо звене приведет к сбою, торможению и снижению эффективности внедрения последующих, что мы и видим на примере внедрения так называемых инноваций и, как частность, нано-технологий. Угнетенное состояние отраслей 4 и 5 укладов, являющихся одновременно и основными потребителями и базой для разработок 6 уклада, приводит к тому, что полезные технологии находят воплощение в потребительской дребедени и бесполезных предметах роскоши (всевозможные гаджеты, оригинальные развлечения итп), а ресурсы на это затрачиваются вполне себе ограниченные, - создается риск постепенного истощения ресурсной базы и нехватки последних на прорыв к новым источникам энергии, к 7 технологическому укладу.
7. Важно поддерживать отношение отраслей категории А в некотором привилегированном положении по отношению к отраслям категории Б, чтобы не давать сбоя в расширении экономических потенциалов.
8. Для того, чтобы предотвратить возможности негативного вмешательства как со стороны Запада, так и со стороны неблагонадежных элементов изнутри, следует обеспечивать новую индустриализацию во взаимодействии со всеми смежными государственными отраслями. Результатом такого взаимодействия может стать: 1. создание отдельных компетентных органов исполнительной власти с расширенными полномочиями в области государственного хозяйствования, дабы снизить уровень бюрократизации и ускорить процесс согласования различных интересов. 2. Создание отдельных дополнительных административно-территориальных образований для целей безопасности и эффективности проводимых мероприятий. 3. Расширение полномочий органов государственной безопасности по линии защиты объектов индустриализации. 4. Планирование путей торгового замещения и формирование резервов товаров и ресурсов, которые, по причине риска введения новых санкций, могут оказаться труднодоступными.
Кроме того, следует уделить внимание созданию сокращенных курсов и полноценных учебных программ по востребованным специальностям для целей обеспечения индустриализации кадрами, т.к. интенсификация и наращивание промышленных, технико-технологических и научных запросов не может удовлетвориться рыночным распределением рабочей силы; государство должно обеспечить нефинансовые льготы таким кадрам, а также максимизировать процесс бюджетного ассигнования технических учебных программ за счет уменьшения сервисных учебных программ. Не следует игнорировать и социально-гуманитарный фактор, т. к. проведение мер индустриализации, скорее всего, негативно скажется на уровне жизни некоторых социальных слоев, что может вылиться в акции протеста. Для таких случаев следует ввести дополнительную уголовную и административную ответственность за противодействие мерам индустриализации и параллельно проводить массовые информационно-просветительские мероприятия для обоснования временных неудобств.
Источниками финансирования новой индустриализации должны выступить следующие элементы: сырьевая рента, эффект от национализации предприятий, золотовалютные резервы, эмиссия денежных средств через инвестиционные кредиты, расширенное производство.
Новая индустриализация России позволит преодолеть негативные тенденции по деградации социально-экономической среды. В противном случае высоки шансы повторить судьбу СССР со всеми вытекающими последствиями.
В итоге Следует отметить, что новая индустриализация — это единственная возможность обеспечить процветание России и не допустить ее окончательной гибели. Объективных ограничений, которые могли бы помешать этому процессу, нет. Есть только наличие или отсутствие волевого стимула у политических элит, которые должны осознавать, что крах России больнее всего ударит по ним.