Южный Кавказ в региональной геополитике

27.02.2023
Перспективы и вызовы в регионе.

Южный Кавказ всегда играл важную роль в региональной геополитике и был тесно связан с национальными интересами и безопасностью Российской Федерации. Данный регион в России также называют Закавказьем. Здесь располагаются следующие государства: Абхазия, Азербайджан, Армения, Грузия, Южная Осетия и одна непризнанная республика - Нагорный Карабах. На севере страны региона граничат с Российской Федерацией, а на юге с Ираном и Турцией, которые как соседние государства и региональные державы, всегда стремились развивать отношения со странами Южного Кавказа.

В период после распада Советского Союза роль и значение этого региона заметно возросли. Главными преимуществами стран Южного Кавказа со временем стали их уникальные возможности по транзиту углеводородов и других товаров из Азии в Европу, как по сухопутному коридору через Турцию и Грецию, так и по Каспийскому и Черному морям. Регион является стратегически важным транспортным узлом, где пересекаются коммуникации и торговые пути с Востока на Запад (древний шелковый путь) и с Юга на Север.

Однако сохраняющиеся конфликты между Грузией, Абхазией и Южной Осетией, а также между Азербайджаном и Арменией мешают ускоренному экономическому развитию региона. Наиболее опасным является армяно-азербайджанский конфликт из-за статуса Нагорного Карабаха. Также существует опасность интернационализации этого и других конфликтов за счет вмешательства в дела стран Южного Кавказа нерегиональных акторов, таких как США, НАТО и ЕС. Расширение их военного присутствия в бассейне Черного моря, на территориях Грузии и Азербайджана, а также милитаризация государств региона вызывают закономерную обеспокоенность России ввиду возникающих угроз национальной безопасности Российской Федерации.

В результате сохраняющихся региональных конфликтов регион Южного Кавказа оказался частично заблокирован, что также мешает его экономическому развитию. Например, границы Грузии с Абхазией и Южной Осетией, а также Армении с Азербайджаном и Турцией закрыты. В результате, Абхазия и Южная Осетия практически оказались в дипломатической и торгово-экономической изоляции не только со стороны Грузии, но и со стороны большинства государств мирового сообщества. Кроме того, Армения испытывает затруднения в осуществлении своей внешней торгово-экономической деятельности, поскольку ее сухопутные границы открыты лишь с Ираном и Грузией. Тбилиси также ограничивает возможности использования своей территории для транзита грузов и пассажиров из Армении под давлением Баку и Анкары. В результате частичной блокады Армении страдает и население Нагорно-Карабахской Республики (НКР).

 Реальные интересы ЕС в армяно-азербайджанском конфликте

20 февраля 2023 года в Армении была запущена долгосрочная «гражданская миссия» Европейского Союза. Согласно заявлению Совета ЕС главной задачей миссии является повышение доверия в приграничных районах Армении и создание благоприятных условий для нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном. Продолжительность миссии составляет два года, а ее численность включает в себя 100 специалистов.

Однако в Москве уже были высказаны опасения, что миссия Евросоюза в Армении является не чем иным, как попыткой вытеснить Россию из региона. Кроме того, президент Азербайджана Ильхам Алиев обвинил европейских политиков в «обмане», так как они не согласовали новую миссию ЕС с Баку. По его словам, «договоренность по какой-то причине была нарушена, что, конечно, крайне разочаровывает, ведь мы серьезные люди… Если о чем-то договаривались, пусть даже и устно, то договоренности необходимо соблюдать». Алиев отмечает роль в данном процессе Франции, которая преследует свои политические и экономические интересы в регионе.

Важно отметить, что на Мюнхенской конференции по безопасности президент Франции Эммануэль Макрон противопоставил Париж и Ереван Москве, обвинив Россию в дестабилизации ситуации на Южном Кавказе. Он сообщил о том, что Франция будет поддерживать Армению и активно сотрудничать с ней с целью урегулирования конфликта. Какие же интересы на самом деле преследует Евросоюз, прежде всего Франция, на Южном Кавказе?

Евросоюз, прежде всего Франция, проводят последовательную политику по входу на Южный Кавказ через Армению. Это связано с тем, что в данный момент Франция проигрывает в геополитическом соперничестве в Африке. Ряд африканских стран уже отказался от сотрудничества с Парижем, оттуда выводятся французские контингенты. А раньше «французская Африка» была проявлением мировой гегемонии Франции. Проигрывая целый континент, французы пытаются отыграться и войти в тот регион, где ее, по большому счету, никогда не было.

Запад стремится закрепить свое влияние в Армении, расширить экономические, политические, культурные и гуманитарные связи, помогая армянам решать их проблемы. Кроме того, важно отметить, что после сокращения поставок энергоресурсов в Европу из России странам Европейского Союза необходимо расширять партнерство с государствами Южного Кавказа, в частности, с Азербайджаном, который может хотя бы отчасти заменить Россию по поставкам газа и нефти.

Важно отметить, что нынешний премьер-министр Армении Никол Пашинян стал лидером благодаря поддержке различных некоммерческих организаций (НКО) и СМИ, финансируемых Западом, включая США. Кроме того, в Ереване находится крупнейшее американское посольство в мире. Сейчас Пашинян постепенно реализует политику по отрыву Армении от России в пользу Евросоюза и США. Это логично, особенно в свете того, что Россия занята другими вопросами своей внешней политики.

Далее проследим, какие интересы преследуют Соединенные Штаты на Южном Кавказе и каким образом они пытаются отыграть хотя бы часть утраченного влияния в регионе.

Интересы США и НАТО на Южном Кавказе

На протяжении всего периода после распада Советского Союза наблюдается активизация политики Соединенных Штатов в отношении государств Южного Кавказа. Запад заинтересован в этом регионе не только из-за запасов углеводородов и их транспортировки на мировые рынки. Интересы США на этом регионе намного шире. Южный Кавказ играет важную военно-стратегическую роль из-за его близости к нестабильному «Большому Ближнему Востоку», который характеризуется конфликтами и войнами. Для Вашингтона Южный Кавказ также представляет интерес как возможный плацдарм для противодействия геополитическим конкурентам США в регионе, таким как Россия, Иран и Китай.

Из-за исламской революции 1979 года особое внимание уделяется Ирану, а Южный Кавказ рассматривается как один из ключевых регионов для контроля над Большим Ближним Востоком и так называемого «приручения» Ирана. Также необходимо учитывать фактор давления на Россию, поскольку Соединенные Штаты понимают, что возможно доставить большие неприятности Москве, раскачав ситуацию в северо-кавказских республиках, которые имеют тесные исторические, этнические, культурные, языковые, религиозные и другие связи с южно-кавказскими государствами.

В регионе политика Вашингтона включает два тесно связанных направления - идеолого-политическое и военно-политическое. Одним из ключевых элементов идеолого-политического направления является стратегия экспорта демократической революции, которая реализовалась в так называемых цветных революциях на постсоветском пространстве. Однако многие из этих революций были тщательно замаскированными государственными переворотами.

В рамках военно-политического направления главный упор сделан на расширении НАТО. Несмотря на то, что расширение происходит под лозунгами укрепления стабильности и распространения ценностей демократии и рыночной экономики, фактически оно направлено на расширение влияния НАТО в балканских государствах и на Кавказе. Несмотря на возражения Турции, Финляндия и Швеция уже де-факто стали частью НАТО.

Свидетельством стремления НАТО к расширению являются саммиты НАТО и Евросоюза, которые прошли в декабре 2022 года. На встрече в Бухаресте помимо Украины присутствовали представители Молдавии, Грузии и Боснии и Герцеговины. Принятие этих государств в ряды НАТО и ЕС является ближайшей целью этих организаций. Дальнейший процесс расширения НАТО направлен на ускоренное взятие контроля над странами Европы и Кавказа, находящимися в тесном контакте с Россией.

Таким образом, Южный Кавказ сегодня является важным геополитическим регионом, в рамках которого сталкиваются стратегические интересы как региональных, так и вне региональных государств. Кроме того, на Южном Кавказе в процессе регулирования кавказских конфликтов четко проявляется геополитическое противостояние России и стран ЕС, США.