Европейский бунтарь с русскими корнями
История истинного анархизма с русским послевкусием тесно связана с личностью Михаила Бакунина, чей вклад в судьбу целого мира оказался колоссальным. Настоящий русский человек, воспитанный на европейской философии, его главной целью было создание мира, где все люди будут равны и свободны, и где жизни не будут измеряться толщиной кошелька или высотой социального пьедестала. Утопические идеи Бакунина встали вразрез с мыслями Маркса, для которого радикал вдруг оказался не более, чем “этим жирным русским”. Так кто же он такой, и жива ли его философия сегодня?
Предпосылки к формированию бакунинского анархизма
Идеи свободы и равенства Михаил Бакунин “унаследовал” из воспитания в многодетной и очень дружной семье. Маленькое общество, состоящее из 11 равных в условиях и отношениях детей, формировало своеобразную коммуну, где каждый рос духовно и воспитывал в себе “собственную личность”: “...Я имею в виду одну свободу, достойную этого имени, свободу, представляющую полную возможность развить все способности, интеллектуальные и моральные, скрытые в каждом человеке…”, – описывал в дальнейшем Бакунин.
Не только сам Михаил Александрович был представителем “новой революционной” мысли. Его двоюродная сестра, Екатерина, оказалась тоже не из робкого десятка. По ее воспоминаниям, в юности девушка была скорее “кисейной барышней”, однако уже во взрослом возрасте она стала решительной и сильной, настоящим проявлением свободного человека, как это понимал сам Бакунин. Упорством Екатерина добилась, чтобы ее взяли работать в осажденном Севастополе сестрой милосердия во время Крымской войны. «Я должна была сопротивляться всеми средствами и всем своим умением злу, которое разные чиновники, поставщики и пр. причиняли в госпиталях нашим страдальцам; и сражаться и сопротивляться этому я считала и считаю своим священным долгом», - так она описывала позже свою истинную цель. Бунтарский дух противостояния бюрократии, стойкость и упорство не остались не отмечены Николаем Пироговым: “Ежедневно днём и ночью можно было застать её в операционной, ассистирующей при операциях, в то время когда бомбы и ракеты ложились кругом. Она обнаруживала присутствие духа, едва совместимое с женской натурой”. О чем это говорит? О том, что не только сам Бакунин, но и все члены его семьи были не просто сильными личностями, но и теми, кто не боялся стоять на своем, теми, кто любил свободу и правду. Воспитание и окружение очень много вложили в будущего анархиста и революционера.
На формирование идей Михаила Бакунина также большое влияние оказал революционный дух России, в котором он родился и вырос. Декабрьское восстание 1925 года маленький Миша встретил в одиннадцатилетнем возрасте. Тогда общество получило надежду на серьезные государственные преобразования, большая часть русской дворянской аристократии видела в этом настоящее спасение страны. Формировались различные кружки, в которые стали вхожи многие важные деятели искусства и науки, влиятельные люди российской знати. В одном из таких кружков в 1835 году оказался Михаил Бакунин после отчисления из офицерского училища и неудачной службы в войсках. Именно отсутствие свободы мыслей и действий, а также жесткая дисциплина и строгие устои во время службы в армии, по мнению некоторых исследователей, заставили его задуматься об анархизме как о будущем России, а позже и всей Европы.
Перебравшись в Москву, молодой мыслитель завел множество знакомств: Станкевич, Пушкин, Чаадаев, Белинский, Боткин, Катков, Грановский, Герцен, Огарев, - вот лишь некоторые из круга общения Бакунина. Именно под влиянием Станкевича Михаил Александрович углубился в изучение немецкой философии: начал интересоваться идеями Канта и Фихте. Но вот, что на самом деле интересно: будущий анархист в тот период был убежден в том, что любовь к Богу дарит человеку свободу, личностный рост и независимость.
В конце 1830-х годов Бакунин увлекся трудами Гегеля, который, по его мнению, вдохнул в него “совершенно новую жизнь”. На основе учений немецкого философа Михаил Александрович издал ряд своих сочинений о духе как об абсолютном знании, о действительности как о воле Божьей и др. Вдохновившись гегелевскими учениями, Бакунин в 1840 году переезжает в Берлин, чтобы получить достойное немецкое образование, однако там он быстро теряет интерес к теоретической философии и становится настоящим практиком анархизма, вливается в круги европейских реформаторов, сдвинув “влево” свои политические взгляды.
Уже в 1942 году Михаил Александрович публикует статью “Реакция в Германии”, в ней начинают ярко прослеживаться идеи анархизма, которым он останется верен еще очень долго: социальное равенство и принципы свободы можно достичь только посредством полного разрушения существующей политической государственной модели. И вот уже в следующем году Бакунин проникается коммунистическими идеями и публикует статью, в которой говорит о том, что «коммунизм – не безжизненная тень. Он произошел из народа, а из народа никогда не может родиться тень». Довольно радикальные и критические мысли “реформатора” пришлись не по духу российским властям, Михаил Бакунин буквально стал врагом на Родине, поэтому возвращение домой казалось уже невозможным.
В середине 1840-х годов анархист знакомится с теоретиками коммунизма, среди которых оказался и Маркс. Вскоре они навсегда останутся заклятыми врагами, но об этом позже.
Бунтарь на воле: роль Михаила Бакунина в европейских революциях 1848-1849 г.г.
Большую роль Михаил Александрович сыграл и в польских освободительных восстаниях. Именно там возникли его идеи панславизма – объединения всех славянских народов в единую федерацию. Для построения нового, свободного мира, для полной политической и социальной справедливости, по мнению Бакунина, необходимо вырубить с корнем существующие системы, разрушить все до основания. Он считал, что общими усилиями западных и южных славян возможно добиться изменений в России: освобождения от “немецкого ига” путем свержения власти правителей, являющихся главными врагами славянского народа.
Бунтарский дух русского вершителя судеб государственных находил себе применение не просто на словах, но и на деле. Бакунин с нетерпением ждал, когда же в Европе начнется революционная волна, и, наконец, дождался. В 1848 году он активно участвовал в так называемой “Весне народов”, затронувшей Францию, Германию, Польшу и другие страны. Радикализм Михаила Александровича очень ярко проявился в Дрездене. Волею судьбы русский дворянин, имевший за плечами опыт военной службы, оказался в захваченном временным правительством городе. Существует легенда, согласно которой его попросили помочь в организации обороны и поднятии революционного духа граждан. Когда королевские войска стали наступать, Бакунин предложил несколько радикальных мер для защиты: для начала – развесить величайшие художественные произведения, в том числе “Сикстинскую Мадонну”, на стенах города, чтобы военные, выросшие в любви и уважении к искусству и истории, не осмелились стрелять. А если бы осмелились – их окрестили бы варварами и мародерами. Чуть позже Михаил Бакунин выступил еще с несколькими предложениями: сжечь дома местных аристократов, взорвать ратушу и срубить древние деревья, которые бы помешали на пути королевским войскам. Однако временное правительство, испугавшись, решило не прибегать к идеям русского революционера и сдалось без боя.
О чем же свидетельствует этот случай, позже описанный в трудах Герцена? В первую очередь, Бакунин считал, что русский народ уже был готов к революции, потому что он был нищим и уже на тот момент обладал “повадками и инстинктами демократического общества”, а вот европейцам прежде следует избавиться от материальных “отголосков прошлого”, символами которых являются работы Рафаэля, старинная ратуша и многовековые деревья. И делать это нужно резко, не медлив.
После попытки свержения власти в Дрездене Бакунина отправили в ссылку, его вернули на родину и через 8 лет заключения отправили в Сибирь, где он женился и в 1861 году бежал в Европу через Японию. Именно 1861 год стал новой главой в его философско-практической деятельности. Ведь следующие 20 лет бакунизм буквально попадет во все, даже самые отдаленные, улочки европейских городов, а сам Михаил Александрович станет символом социалистического движения.
Основные идеи анархизма, федерализма и государства без государственности
В этот период окончательно формируется его атеистический и материалистский взгляд. Идеализм, по мнению Бакунина, неизбежно ведет «к организации грубого деспотизма и к подлой, несправедливой эксплуатации в форме Церкви и Государства». Казалось бы, как резко иногда меняются взгляды человека на простые философские вопросы: будучи молодым, еще неокрепшим умом Бакунин оставался верен Богу, видя в нем истинную свободу человека. Но спустя время, благодаря влиянию коммунистических идей равенства и братства, он отрекся от религии, показав, что вера – одно из проявлений уже застоявшегося, изжитого себя, угнетенного общества, которое обращается к Богу лишь для того, чтобы пережить невыносимые жизненные условия. В то же время, философ считал, что религия – неотъемлемая историческая часть любого народа, к ней необходимо относится с осторожностью, чтобы не навредить. «При помощи религии человек - животное, выходя из животности, делает первый шаг к человечности», - писал он.
Интересно также то, что яростный противник законов и государственного контроля, все же не отрицал возможное существование провинциального правительства (парламента, состоящего из двух палат: представителей всего населения и общин), Конституции, а также суда. Общины, объединившиеся в федерации должны были “согласовать свой собственный строй с главнейшими основаниями строя провинции и получить на него санкцию провинциального парламента”. В то же время “общинное законодательство сохраняло право отклоняться во второстепенных пунктах от провинциального законодательства, но не от его основ”. При построении государственности Бакунин выделял принцип “перевернутой пирамиды”, когда основные “решающие полномочия сосредоточены на местах”. В то же время он не отрицал возможное существование вертикали власти и отмечал, что все действия общин должны соответствовать интересам самого государства.
Согласно идеям Михаила Александровича, предполагалось создание Национальных органов управления, которые бы точно также как и провинциальные, должны были разработать проект Конституции при условии, что провинции могут отклонятся от нее во второстепенных пунктах. В полномочия Национального парламента входили бы контроль деятельности выборной исполнительной власти, разработка и принятие законов, построение международных отношений с другими государствами и др. По такому же принципу предполагалось создание интернациональной федерации стран.
Борьба за Интернационал: как бывшие друзья и соратники, Маркс и Бакунин, стали заклятыми врагами
В 1864 году началась история непростых взаимоотношений Бакунина с Марксом. Михаил Александрович уехал в Италию для распространения идей Интернационала, где пошел наперекор философии пролетариата и предпринял попытку создания собственного тайного “Интернационального революционного общества”, где все будут братьями. В его основу легла идея разрушения всех европейских государств, кроме Швейцарии, для ликвидации модели централизации власти. Планировалось создание общин, которые бы объединялись в федерации на разных уровнях. При этом анархист считал необходимым народовластие в лице автономной общины всех совершеннолетних граждан за счет избрания представителей разных государственных служащих, но с обязательным условием их постоянной сменяемости, что, по мнению Бакунина, не давало бы привилегированный статус и гарантировало бы демократические свободы. «Исключаются все аристократы, все сторонники какой бы то ни было привилегии, ... ибо слово демократия означает не что иное, как управление народа, посредством народа и для народа, понимая под этим всю массу граждан — а в настоящее время надо прибавить и гражданок, составляющих нацию», – писал Михаил Александрович.
В 1868 году Бакунин подготовил проект “Интернационального братства”, где сформулировал основные принципы анархизма в его понимании, предполагающие “полное уничтожение всякого государства, всякой церкви, всех религиозных, политических, бюрократических, судебных, финансовых, полицейских, экономических, университетских и фискальных учреждений” .
Переход к новому устройству должен был произойти в результате революции. Ее основными движущими силами, по мнению Бакунина, являются крестьянство и рабочий класс, которые на уровне инстинктов испытывают ненависть к привилегированным слоям общества. А главные их инструменты – бунты и борьба за свободу. Воспитанный в нищете и рабстве русский народ испытывает неприязнь к государству, ведь его главное желание – свободные земли, общий труд и отсутствие бюрократии и помещичьей собственности. В то же время собрать вместе крестьянство и рабочий класс и направить их силу на общее дело может только молодая революционная интеллигенция.
В результате должно появиться общество без какой-либо власти, где народ будет подчиняться авторитету общественного мнения, а крестьяне и рабочие станут единственными существующими в гармонии классами – “одни собственники капиталов и орудий производства, другие – земли, которую они обрабатывают своими руками; оба организуются, побуждаемые своими потребностями и взаимными интересами, одинаково и в то же время совершенно свободно, необходимо и естественным образом взаимно уравновешивая друг друга”.
Полемика Бакунина с Марксом заключалась в основном в разном мировоззрении. В первую очередь Михаил Бакунин говорил о том, что диктатура пролетариата приведет к тому же результату, от которого и уходили революционеры. Иными словами, правительство и политический режим сменятся, но суть их останется прежней, только теперь власть сосредоточится в руках пролетариата. Государство – истинное зло: “Там, где начинается Государство, кончается индивидуальная свобода, и наоборот … Если есть государство, то непременно есть господство, следовательно, и рабство; государство без рабства, открытого или маскированного, немыслимо – вот почему мы враги государства".
Кульминацией противостояния Бакунина и Маркса стала попытка первого перетянуть одеяло влияния в Интернационале на себя. В итоге борьба идей превратилась в личную войну двух сильных личностей того времени. Маркс считал, что деятельность бакунистов подрывает идеи диктатуры пролетариата, и в 1972 году последователей Михаила Александровича исключили из Интернационала.
Современные последователи бакунизма
В наши дни идеи великого бунтаря остались в прошлом, хотя приверженцы русского анархизма существуют до сих пор. Однако сейчас они представляют собой не просто объединение против государства, а еще и идейную борьбу с отдельными глобальными проблемами человечества такими, как экология и защита окружающей среды. В то же время существует определенный кризис в среде анархистов: последователей становится все меньше из-за отсутствия общности и целостности движения.
В России важную роль в этом вопросе в наши дни сыграл Русский анархический союз, который основал свои идеи на национал- и этно-анархизме. Иными словами, это объединение людей одной национальности, проживающих на одной территории. Здесь и панславизм Бакунина, и идея антиэтатизма Кропоткина. Да, народ все еще верит в свершение революции, главным инструментом которой остаются протесты и бунты. Но в начале XXI века движение последователей Бакунина, Кропоткина и других философов и революционных деятелей превратилось в некую субкультуру, и теперь в головах большинства россиян оно ассоциируется с безволием и беззаконием. Последователи анархизма, как и в XIX веке, позиционируют себя как движение вне любых политических сил, однако в тоже время они сами так и не стали какой-либо серьезной движущей силой, имеющей влияние на умы молодежи и общества в целом.
Актуальны ли сейчас идеи Михаила Бакунина? Скорее всего, нет. В современных условиях постоянной политической борьбы необходимо иметь четкую централизованную власть, способную удержать народ вместе. Хотя, можно сказать, что попытки полной свободы предпринимались в 90-е годы, однако это стало серьезным вызовом для дальнейшего существования государства.
К сожалению, утопичные идеи о существовании федераций, состоящих из общин людей, невозможны. Можно согласиться или нет, но мы живем в период “прохладной войны”, когда каждая страна борется за собственные ресурсы и интересы сильнее, чем за человеческие жизни. Для выживания необходимо не просто объединиться, но и не дать уничтожить государство за счет поглощения его маленьких “общин”, как во времена феодального раскола. Народовластие только породит еще большие споры и конфликты. Конечно, свобода является неотъемлемой частью демократического общества, к которому все сейчас так стремятся. Но в то же время появление большей свободы в различных вопросах порождает одновременно и возникновение все больших запретов в других. Поэтому существование анархизма в современных условиях оказалось под большим вопросом. И пусть он останется открытым…