Гвинея — тысячелетняя земля панафриканизма

15.02.2025

С самого начала своей истории Гвинея, с ее многочисленными общинами, разделяющими общую судьбу, всегда была страной эндогенного африканского мультикультурализма, солидарности и единства в многообразии. Гвинея сыграла важную роль в раннем антиколониальном панафриканизме и продолжает оставаться символом освобождения, самоопределения и суверенитета.

ОТ ИМПЕРИЙ К ПАНАФРИКАНИЗМУ

С 12 000 г. До н.э. И. На территории, которая сейчас называется Гвинеей, существовало несколько государственных образований с разным населением и традициями. Ошибочно думать, что история Гвинеи (или любой другой африканской страны) недавняя. На самом деле Африка имеет метаисторию, уходящую корнями в очень древнюю эпоху. История Гвинеи древнее, чем думают многие.

На территории современной Гвинеи существовали различные имперские конфигурации, основанные на концепции «расширенного сообщества», «великого союза», «расширенной семьи»: Вагадугу (то есть древняя Гана, в состав которой входили Гвинея, Сенегал, Мали, Мавритания) с X по XI вв. Н.э. например, империя Мандинго (в которую входили Гвинея, Мали, Гамбия, Гвинея-Бисау, Мавритания, Нигер, Сенегал) с 13 по 17 век н.э. например, Сонгай с 15 по 16 век н.э. например, Королевство Сосо, теократическое государство Фута, основанное фулани в 1725 году, Империя Туколор, Королевство Кисси, Империя Вассулу в конце 19 века и т. Д. Название Гвинея (в экзогенном смысле) появилось только в 1300 году и происходит от берберского выражения «Akal n’Iguinawen», что означает «Земля черных». Существует еще одна эндогенная версия: «Guinè», что на языке сусу (язык общины в Гвинее, наследницы великого королевства Сосо) означает «женщина». По этой причине некоторые полагают, что происхождение термина «Гвинея» происходит от слова Guinè и толкования этого слова португальскими исследователями. Неслучайно сегодня на выходе из международного аэропорта имени Секу Туре можно увидеть статую, изображающую большую Женщину, с которой связан глубокий смысл слова Guinè. В любом случае, все вышеперечисленные империи и королевства воспринимали себя как одно большое целое, внутри которого сообщества были организованы в государства. Вопреки западной историографии, африканцы, населявшие территорию современной Гвинеи, выработали концепцию государственности: свидетельством этого является Хартия Курукана-Фуги (также известная в ЮНЕСКО как Хартия Мандена) 1235–1236 годов, обнародованная после основания империи мандинго под руководством Сундиаты Кейты (1190–1255). Хартия Курукана-Фуги преуспела в сохранении социальной сплоченности, единства, прав общества и личности, защите женщин как доминирующих представителей в обществе, защите окружающей среды, защите свободы и частной собственности (в африканском понимании). Эта хартия поддерживала стабильность среди мандинго и поощряла инновации и исследования: Абу Бакр II, движимый любопытством и желанием узнать, что находится за Атлантическим океаном, организовал экспедиции в Америку в 1312 году (как объясняют такие авторы, как Иван Ван Сертима, Пате Диань и Руноко Рашиди). Канку Муса Кейта (1280-1337) принял власть от своего брата Абу Бакра II (во время его путешествия в Америку) и прославился строительством университетов, религиозных сооружений и паломничеством в Мекку. Его богатство было неизмеримо. Он был самым богатым человеком в истории. Недостатка в великих мужчинах и женщинах не было. Однако эндогенные и экзогенные дисбалансы привели к краху различных империй и королевств. Такие персонажи, как Кисси Каба Лено (также известный как Кисси Каба Кейта), Самори Туре (чьи военные приемы были одними из лучших), Альфа Яя Диалло, вошли в историю как ярые борцы против европейского колониального проникновения в конце 1800-х годов.

В этот период, к сожалению, установившегося (бес)порядка возникло течение: панафриканизм. Эта антиколониальная идеология, основанная на глобальном единстве африканцев и лиц африканского происхождения, возникла в среде большой черной диаспоры (киломбо в Бразилии, гаитянская революция, идеи возвращения на Землю Мартина Делани, Роберта Кэмпбелла, Маркуса Гарви) и была восстановлена апостолами деколонизации на африканском континенте (Кваме Нкрума, Джомо Кениата, Модибо Кейта, Хайле Селассие и др.). В случае Гвинеи ее восстановил Ахмед Секу Туре (правнук императора-сопротивленца Самори Туре) со своей партией PDG-RDA (Parti Démocratique de Guinée – Rassemblement Démocratique Africain). Секу Туре, ярый революционер-панафриканист, выступавший за континентальное единство для преодоления колониализма и капиталистической модели, был первым президентом Гвинеи в 1958 году, и именно он предоставил ей независимость 2 октября 1958 года. Мой дед по материнской линии Фара Франсуа Камано (1935-2017), член PDG-RDA, депутат Национальной ассамблеи в 70-х годах, дипломат, губернатор, писатель, профессор литературы, член Совета мудрецов Гекеду, сыграл важную роль в обретении Гвинеей независимости (один из его сыновей, мой дядя Тамба Бенуа Камано, сегодня является министром-генеральным секретарем правительства Гвинеи в правительстве Мамади Думбуя).

PDG-RDA оказала поистине панафриканское и суверенное влияние, особенно в денежном вопросе: Гвинея была одной из немногих африканских стран, выбравших денежный суверенитет 1 марта 1960 года, начав печатать гвинейский франк. Этот акт позволил нам освободиться от денежного колониализма франка КФА. Правительство Секу Туре также работало над созданием региональной конфедерации с Ганой Нкрумы и Мали Модибо Кейты. Ряд внешних обстоятельств помешали консолидации этого проекта. Правительство Секу Туре не было ни капиталистическим, ни социалистическим в советском понимании: оно выступало за социализм с гвинейскими особенностями, основанный на «коммунократии», в которой традиционные религиозные ценности и социальная справедливость шли рука об руку. Гвинея также запомнилась как панафриканская страна, которая принимала видных африканских деятелей, подвергавшихся опасности на родине: Мириам Макеба (1932-2008) южноафриканская певица и активистка движения против апартеида; Стокли Кармайкл; Кваме Туре (1941-1998) — афроамериканский активист движения «Власть черным»; Кваме Нкрума (1909-1972) — первый президент Ганы, которого приветствовали в Гвинее после переворота; Амилкар Кабрал (1924-1973) революционер из Гвинеи-Бисау; Поль Бернар Кемайю (1938-1985) — камерунский революционер. Панафриканизм Секу Туре беспокоил колонистов, которые никогда не переставали его демонизировать. После его смерти в 1984 году к власти пришел Лансана Конте (1934-2008): хотя он и был великим государственным деятелем, в отличие от Секу Туре, он в некоторых отношениях выступал за либерализацию. После его смерти в 2008 году к власти пришел военный Мусса Дадис Камара (фигура, связанная с бойней 28 сентября 2009 года, в ходе которой после жестокого подавления демонстрации погибло несколько гвинейцев), затем с 2009 по 2010 год к власти пришел Секуба Конате. Альфа Конде был избран демократическим путем в 2010 году и прослужил два срока. Первоначально его считали «Нельсоном Манделой Гвинеи», и он был надеждой для многих. Пример демократии и социальной справедливости. Однако со временем, особенно в конце второго срока, его правительство стало существенно коррумпированным, несправедливым, классовым и дружественным по отношению к врагам африканского континента, таким как Боллоре и Сорос. Его авторитарный (в репрессивном смысле) дрейф начал сходить на нет, когда он изменил конституцию, чтобы обеспечить себе третий срок.

Недовольство росло, и панафриканистское и суверенистское гражданское общество вышло на улицы, чтобы выразить протест против режима Конде. 5 сентября 2021 года армия, пытаясь восстановить государство, захватила власть: новым лидером Гвинеи стал президент Мамади Думбуя. Его идеология, основанная на панафриканизме, гвинейском патриотизме и суверенитете, отсутствовала со времен Секу Туре. Мамади Думбуя вдохновлен Джерри Роулингсом (1947-2020), бывшим панафриканским государственным деятелем из Ганы, и Томасом Исидоре Санкарой (1949-1987), бывшим революционным панафриканским государственным деятелем из Буркина-Фасо. Мамади Думбуя — именно тот человек, который нужен Гвинее, чтобы восстановить свои позиции на основе суверенного панафриканизма. Кроме того, его политика патриотична и африканская, и он ясно сказал об этом: Гвинея и Африка суверенны и не ищут хозяев, и не хотят их заменить. В сентябре 2023 года в своей речи в ООН Мамади Думбуя заявил: «Африканский народ устал, измучен категоризациями, в которые все хотят нас втиснуть (…) Мы не выступаем ни за/ни против Америки, ни за/ни против Китая, ни за/ни против Франции, ни за/ни против России, ни за/ни против Турции. Мы поддерживаем Африку (…) Пора перестать читать нам лекции, перестать относиться к нам снисходительно, как к детям». Мамади Думбуя представляет новую конфигурацию суверенизма в Западной Африке, которая представляет собой прототип африканской эмансипации в соответствии си людям это нужно .

ГВИНЕЯ КАК ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ ДЛЯ ЧЕРНЫХ

На протяжении многих лет я боролся за первый панафриканизм, идущий в ногу со временем и, прежде всего, соответствующий принципам глубокой деколонизации. Если в начале 1900-х годов проблемой был колониализм, в середине и конце 1900-х годов проблемой был неоколониализм, то сегодня проблемой является неолиберальный глобализм в экономической и социальной сферах. Поколение панафриканистов, к которому принадлежу и я, должно добиться успеха в уничтожении глобализма раз и навсегда. Если Африка — колыбель человечества, она станет могилой глобализма. Мы должны принять многополярность, диверсифицировать наши партнерства с блоками, которые противостоят глобализму, сохраняя при этом нашу идентичность и наши цивилизационные ценности. Африка станет центром притяжения многополярного мира. Гвинея, мозаика народов, восходящая к доисторическим временам, символ африканского сопротивления, гостеприимства и панафриканизма, должна стать центром притяжения для чернокожих со всего мира. Понятие Империи в смысле единства и солидарности должно вернуться!

Фара-Фин Саа Франсуа Сандуно , африканец, родившийся в Италии, внук министра-генерального секретаря правительства Гвинеи Тамбы Бенуа Камано, президента-основателя организации Universal Black Civilization Power, афроцентристский мыслитель, спикер, редактор.