О ситуации с Договором о ликвидации РСМД по итогам 2017 года

26.12.2017
Мы уже не раз касались вопроса голословных обвинений России в якобы нарушениях Договора о ракетах средней и меньшей дальности (далее ДРСМД) [1, 2]. Наиболее активная кампания против России по её дискредитации и публичному обвинению в несоблюдении договорённостей ведётся со стороны США примерно с 2013 года. Подобные обвинения, к сожалению,  стали частью внешнеполитического курса США в последние годы нахождения у власти администрации Барака Обамы.
 
Появившиеся изначально в виде газетных «фейков», эти обвинения были широко растиражированы американскими СМИ и подхвачены на официальном уровне - Конгрессом и Администрацией США. В частности, подобные обвинения с завидной регулярностью содержались в ежегодных докладах Госдепартамента США по соблюдению соглашений в области контроля над вооружениями и в 2014, и в 2015, и в 2016 годах.
 
Смена президента США в 2017 году и формирование им новой команды породили определенные надежды о нормализации двухсторонних отношений между США и Россией, в том числе и в вопросе ДРСМД. Однако эти чаяния не оправдались: оппозиционному Д. Трампу американскому истэблишменту удаётся саботировать реализацию взвешенного политического курса по отношению к России, который Трамп анонсировал в своей предвыборной кампании. Это в полной мере касается и проблематики ДРСМД, по которой 2017 год не принёс позитивного продвижения.
 
В частности, опубликованный в апреле 2017 года очередной доклад Госдепартамента США по соблюдению соглашений в области контроля над вооружениями вновь повторил обвинения по нарушению ДРСМД в адрес нашей страны. При этом этот документ, как и предыдущие ему подобные, не предъявил никакой веской аргументации, подкрепляющей выдвигаемые претензии.
 
В течение 2017 года в американских СМИ продолжали появляться порция за порцией обвинения против Российской Федерации. И если ранее в США заявляли о якобы нарушениях Россией ДРСМД при испытаниях ракет, то теперь появились обвинения уже в развертывании Россией запрещенной Договором наземной крылатой ракеты.
 
Представители ряда американских ведомств и политических институтов используют подобную «фактологию» в качестве предлога для раскрутки очередной кампании «агрессии», или как они называют «ответных» мер в отношении России. В частности, это касается американского Конгресса.
 
По сообщениям СМИ в 2017 году в Конгрессе находились в проработке законопроекты, которые разрешают Соединенным Штатам разрабатывать наземные ракеты средней дальности и передавать соответствующие технологии европейским союзникам.
Осенью 2017 года Конгресс согласовал в проекте оборонного бюджета на 2018 год, а впоследствии президент США утвердил выделение средств на разработку наземной ракеты средней дальности. Бюджет предусматривает выделение 58 миллионов долларов «на меры в ответ на нарушение Россией ДРСМД, включая программу исследований и разработок по наземной ракете средней дальности, что не поставила бы США в нарушение договора». Таким образом, законодатели разрешили, но не обязали Пентагон разрабатывать такую ракету. Окончательное решение по данному вопросу оставалось за президентом США и он его поддержал.
 
В то же время, вместе с выдвижением обвинений в адрес России сами Соединенные Штаты уже долгие годы игнорируют серьезные российские озабоченности по соблюдению американской стороной ДРСМД.
 
В отличие от необоснованных американских, российские претензии базируются на конкретных фактах, в частности:
  • США разместили в Румынии наземные комплексы ПРО c пусковыми установками, аналогичными универсальным пусковым установкам Мк-41, способным запускать крылатые ракеты средней дальности «Томагавк»;
  • США в интересах ПРО продолжают испытания с использованием ракет-мишеней, сходных по характеристикам с баллистическими ракетами средней и меньшей дальности наземного базирования;
  • США наращивают производство и применение ударных беспилотных летательных аппаратов, которые подпадают под определение крылатых ракет наземного базирования средней и меньшей дальности.
Следует отметить, что на два последних из упомянутых нарушений Россия указывает уже в течение полутора десятков лет. Напомнил обо всех этих нарушениях со стороны США и президент Российской Федерации, выступая на коллегии Министерства обороны 22 декабря 2017 года.
 
Тем не менее, США упорно уходят от предметного обсуждения проблем с Договором по РСМД, игнорируя установившуюся практику урегулирования возникающих спорных вопросов посредством использования предусмотренных для этого механизмов.
Кроме того, в начале декабря 2017 г. президентом США Дональдом Трампом был одобрен новый пакет санкций против России из-за якобы нарушения Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности [3]. Такие действия США, помимо стремления ограничить оружейные контракты РФ, направлены на отвлечение внимания мирового сообщества от очевидных собственных нарушений американской стороной Договора по РСМД.
 
Ничего, кроме эскалации международной обстановки, такие недальновидные действия Администрации США  не вызовут. 
Следует с сожалением признать, что за 2017 год мир не стал безопаснее, в том числе из-за несоблюдения США положений Договора об РСМД и нежелания Администрации США решать накопившиеся вопросы.
________
 
Список использованных источников: